Сайт учителя Гаркушенко Валентины Алексеевны

Четверг, 23.01.2025, 10:02

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Методическая копилка | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Сценарий урока
[ Скачать с сервера (82.0 Kb) ] 27.06.2011, 23:59

Открытый урок литературы в 11 классе на тему «Серебряный век русской культуры»

 Цели урока:
 - раскрыть содержание удивительного мира русской культуры начала XX века; - сформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века;
 - создать условия для осознания и принятия учащимися культурных ценностей России конца XIX – начала XX века;
- воспитывать уважение к культурному прошлому страны, формировать активную жизненную позицию.
 Эпиграф к уроку: «Мы – дети страшных лет России – забыть не в силах ничего» А. Блок
 
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация по теме; магнитофон, записи произведений композиторов Серебряного века и романсов на стихи поэтов Серебряного века.
Ход урока:
( Звучит музыкальный эпиграф из второго концерта для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова )
Вступительное слово учителя:
 -В этом музыкальном вступлении, как кажется, звучат философские размышления композитора о судьбе русской культуры, о судьбе человека в переломное время на рубеже двух веков, девятнадцатого и двадцатого. Историю иногда сравнивают с «рекой времён». В музыке Рахманинова она движется мощным потоком, то замедляя, то убыстряя ход. В истории культуры тоже были периоды неспешного течения. Потом наступали времена, поражающие своей динамикой. Первая половина девятнадцатого столетия – это «золотой век русской культуры». Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Глинка – это только часть великих имён «золотого века». На рубеже XIX – XX веков, по словам русского философа Н. А. Бердяева, наступил «серебряный век русской культуры», сравнительно недолгий ( с конца 19-го столетия до 17-го года), но невероятно насыщенный общественными, политическими и культурными событиями отрезок русской истории.
(Слайд № 1)
Посмотрите вокруг себя…Так необычно всё, что нас окружает: полотна художников и звуки музыки переносят нас в иные миры – в Серебряный век. Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов? (Слайд №2)
Ответы учащихся: - Серебряный век – это… блеск…яркость…звон…утончённость…хрусталь…бокалы…хрупкость…мгновенность…отражения…блики…прозрачность…свечение…туман…тайна…волшебство…уста…шёпот…
Слово учителя: Звуковой облик слов «Серебряный век» создаёт в нашем воображении особый мир, настраивает на разговор о прекрасном. Что же это было за время – рубеж XIX – XX веков? Давайте обратимся к нашим философам…
Презентация исследователей философии.
Рубеж XIX-XX веков - эпоха сложных противоречий, напряженных духовных исканий, революционных преобразований. "Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?”- этот блоковский вопрос-ответ подталкивает к размышлениям о тех противоречиях, что являются ключом к пониманию Русского Ренессанса, именно так называют искусство Серебряного века, сравнивая с европейским Возрождением. Искусство этого периода стало философией, универсальным, синтетичным взглядом на мир. Ломались социальные, политические устои, а человек искал духовной опоры. "Бог умер!” - утверждал западный философ Ницше, а в России рождается религиозная философия.
(Слайд № 3)
Русский философ Франк предупреждает об опасности отторжения человека от Бога, он утверждает, что человек является частью бытия. В.Соловьёв считает, что, как только человек удовлетворит свои естественные потребности, ему станет нечем жить. Единственное спасение из этой трагической ситуации - вера в то, что в мире есть высшее духовное начало, которое заключает в себе смысл. Это Бог. Цель исторического процесса - одухотворение человечества, единение Бога и человека. По мнению Н.Бердяева, высшая ценность бытия - уникальная человеческая личность. Но если человек остался без Бога, он перестаёт быть человеком. Высшее предназначение человека - это творчество, которое становится сотворчеством человека с Богом. Русские философы не допускают, что истина может быть открыта другим путём, они обращаются за поддержкой к религии и искусству. Происходит обновление мироощущения. Уже нет уверенности, что человека можно объяснить влиянием на него среды, как учили реалисты. "Солнце наивного реализма закатилось”, - вынес свой приговор А.Блок. Это грозное катастрофическое время требует от поэта нового языка. Так рождается модернизм - искусство, которое порывает с традициями реализма.
(Слайд № 4)
Модернизм не отображает действительность, а создаёт новые образы, художественные миры, в которых представлены разные грани бытия. Его основные направления - символизм, акмеизм, футуризм. Символизм устремлён в запредельное, акмеизм ищет опору в прошлом, а футуризм смело смотрит в будущее.
 
Презентация исследователей символизма
 1. Одним из первых литературных течений стал символизм, объединивший таких поэтов, как К. Бальмонт, В. Брюсов, А.. Белый и др. Основоположником был Д. Мережковский в 1892 году.
(Слайд № 5)
 Символизм – (от французского «символ», «знак») – модернистическое течение, утверждающее индивидуализм, интерес к проблеме личности. На начальном этапе своего существования символизм отражал декадентские тенденции – страх перед жизнью, уныние, неверие в возможности человека. Основные признаки символизма:
(Слайд № 6)
1. Связь с романтизмом
2. Символисты обращаются к древнему и средневековому искусству
3. Символ рассматривался как художественное орудие, помогающее прорваться сквозь покров повседневности, т.е. символисты провозглашали интуитивное постижение мирового единства через символы.
 Приход в литературу В.Брюсова, К.Бальмонта, Ф.Сологуба, И.Анненского, А.Блока превратил символизм в важный фактор русской духовно-культурной жизни. Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нём множество дополнительных оттенков и смыслов. Поэзия символизма необычайно музыкальна. Но главное, символизм пытался создать новую философию культуры, выработать новое мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием. Внутренний мир личности для символистов – это показатель общего трагического состояния мира. Для их творчества характерно стремление к высшему идеалу. Символисты проповедовали слитность творчества и религии, музыкальность стихотворения. Среди миров, в мерцании светил Одной звезды я повторяю имя … Не потому, что я ее любил, А потому, что я томлюсь с другими… И. Анненский . В стихотворении В.Брюсова «Юному поэту» мы находим такие строки:
 Юноша бледный со взором горящим, (Слайд № 7)
Ныне даю я тебе три завета.
Первый прими: не живи настоящим,
 Только грядущее – область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
 Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
 
 Необходимо знать, что эти заветы вовсе не означают, что поэт не должен видеть жизни. Это доказывает многогранная поэзия самого В. Брюсова, который отображает жизнь во всем ее разнообразии. Одним из знаковых стихотворений Брюсова является «Творчество» (чтение стихотворения). Отметим оригинальный способ связи строф: последняя строфа становится второй в следующей строфе. Отметим характерную лексику, образы: тени, сон, тишина, ночь, тайна, луна; цветопись: фиолетовый, лазоревый; звукопись: ярко выраженную аллитерацию – созвучие плавных сонорных согласных «л»,»м», «н», «р», благодаря которой стихотворение звучит как завораживающий поток звуков. 2. Для символистов характерна сосредоточенность на внутреннем мире поэта. У К.Бальмонта, например, внешний мир существовал лишь только для того, чтобы поэт мог выразить в нем свои собственные переживания: Я ненавижу человечество, Я от него бегу, спеша. Мое единое отечество – Моя пустынная душа. К. Бальмонт В поэзии К.Бальмонта можно найти отражение всех его душевных переживаний. Именно они, по мнению символистов, заслуживали особого внимания. Бальмонт старался запечатлеть в образе, в словах любое, пусть даже мимолетное, ощущение. Поэт пишет: Я не знаю мудрости, годной для других, Только мимолетности я влагаю в стих. В каждой мимолетности вижу я миры, Полные изменчивой радужной игры. К. Бальмонт Жизнь этого литературного направления растянулась на 2 поколения поэтов: «старшие» - В.Брюсов, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Д.Мережковский и др. «младшие» - А.Блок, А.Белый и др.
(Слайд № 8)
 Наиболее ярко идеи «младосимволистов» выразил А. Блок. Начиная со сборника «До света», в творчестве поэта много стихов, явно ориентированных на традиции В. Соловьёва, особенно касающиеся темы Вечной Женственности: Отворяются двери – там мерцанья, И за ярким окошком – виденья. Не знаю – и не скрою незнанья, Но усну, и потекут сновиденья. В тихом воздухе – тающее, знающее… Там что-то притаилось и смеётся. Что смеётся? Моё ли, вздыхающее, Моё ли сердце радостно бьётся? Весна ли за окнами – розовая, сонная? Или это Ясная мне улыбается? Или только моё сердце влюблённое? Или только кажется? Или всё узнается? Ранние стихи Блока наполнены величальными эпитетами в честь Прекрасной Дамы: Лучезарное виденье, Таинственная Дева, Невеста, Величавая Вечная Жена, Святая, Царевна, Закатная Заря, Непостижимая…
(Слайд № 9)
 А разве может оставить равнодушным блоковская «Незнакомка»? (Чтение стихотворения)
 
Презентация исследователей акмеизма
1.Кризис символизма (1910-1911) породил новую поэтическую школу.
(Слайд № 10)
Акмеизм – (от греческого «аkme» - «острие», «высшая точка») – модернистическое течение, сформировавшееся на основе принципа отказа от туманности. Возникло это направление в 10-20 годы 20 века, оно было противопоставлено символизму. Акмеисты декларировали конкретно-чувственное восприятие окружающего мира. Они желали слову возвратить его изначальный, а не символический смысл. Поэты этого направления – Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам – отвергали тягу символизма к неизведанному, чрезмерную сосредоточенность поэта на внутреннем мире. Они проповедовали идею отображения реальной жизни, обращения поэта к тому, что можно познать. Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в её конкретно-чувственных проявлениях. Туманности и намёкам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, чёткость композиции. В чём-то поэзия акмеизма – возрождение «золотого века», времени Пушкина и Баратынского. Затуманенное стекло поэзии было тщательно протёрто акмеистами и заиграло яркими красками реального мира. И действительно, в творчестве Н.Гумилева мы находим в первую очередь отражение окружающего мира во всех его красках. В его поэзии мы находим экзотические пейзажи и обычаи Африки. Поэт глубоко проникает в мир легенд и преданий Рима, Египта. Об этом говорят строки стихотворения «Жираф»:
 Я знаю веселые строки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
 И как я тебе расскажу про тропический сад,
 Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф
Н. Гумилев
Содержание и изысканный стиль стихов Гумилева помогают нам ощутить полноту жизни. Они являются подтверждением того, что человек сам может создать яркий, красочный мир, уйдя от серой будничности.
2. К миру прекрасного приобщает нас и поэзия Анны Ахматовой. Ее стихи поражают внутренней силой чувства. Поэзия Ахматовой – это и исповедь влюбленной женской души, и чувства человека, живущего всеми страстями 20 века. По словам Осипа Мандельштама, Ахматова «принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа 19 века». И действительно, любовная лирика Ахматовой воспринимается как огромный роман, в котором переплетаются многие человеческие судьбы. Но чаще всего мы встречаем образ женщины, жаждущей любви, счастья:
 Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
 Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха.
И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви.
Как я знаю эти упорные
Несытые взгляды твои!
А. Ахматова
Чтение стихотворения «Смятение»
 
Презентация исследователей футуризма
1. Модернисты отстаивали особый дар художника, способного прогнозировать путь новой культуры, делали ставку на предвосхищение грядущего и даже на преображение мира средствами искусства. Особая роль в этом принадлежит футуристам. Уже в самом названии направления заключено стремление к будущему ( от лат. futurum – будущее).
(Слайд № 11)
Футуризм - авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала XX века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом. Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок судей», его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский. Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты скоро составили наиболее влиятельную в этом течении группу «кубофутуристов». Кроме того, заметными группами были «эгофутуристы» (И. Северянин, И. Игнатьев, В. Гнедов и др.) и объединение «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н.Асеев, С. Бобров и др.)
(Слайд №12)
Подобно другим модернистским течениям, футуризм был неоднороден, а полемика внутри футуристических группировок была особенно непримирима. Первая декларация футуристов «Пощёчина общественному вкусу» вышла в 1912 году. Молодые поэты (Бурлюк, Крученых, Маяковский, Хлебников) заявили: « …Бросить Пушкина с парохода современности…»
(Слайд № 13)
 В манифесте из сборника «Садок судей-2» (1913 год) программа футуристов была конкретизирована: отрицание грамматики, синтаксиса, правописания; новые ритмы, рифмы, размеры стиха; новые слова и новые темы…
2. Футуристы не церемонились со словом, оно опредмечивалось, его можно было дробить, переиначивать, создавать новые комбинации .Это привело к возникновению многих неологизмов в поэзии. Похожий эксперимент проводит В. Хлебников в «Заклятии смехом»:
(Слайд № 14)
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами,
Что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных
– Смех усмейных смехачей!
 Знаменито также «заумное» стихотворение В. Хлебникова:
 (Слайд № 15)
 Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
 Лиэээй – пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.
Язык этого стихотворения напоминает язык птиц. Хлебников часто использует живой символ – птиц. Этот символ, считал поэт, должен передать движение времени. Единый, «всеземлянский», похожий на птичий, язык символизировал связь между народами и континентами. «Заумный» язык для Хлебникова – язык будущего, способный служить объединению людей.
Одним из поэтических кумиров 1910-х годов стал Игорь Северянин. А в 1918 году в Политехническом музее на поэтическом вечере он был избран «королём поэтов», опередив Маяковского и Бальмонта.
(Сценка состязания поэтов) (Слайд № 16)
 
Слово учителя: Сама духовная атмосфера рубежа веков провоцировала писателя на художественное своемыслие, она вызывала к жизни едва ли не самую опасную человеческую претензию – претензию на абсолютное господство в иерархии ценностей. Вместе с тем поэзия явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей и самостоятельных крупных звёзд , стоящих вне групп. Каких ещё поэтов мы вправе называть поэтами Серебряного века?
(Слайд № 17)
 ( Ответы учащихся, чтение любимых стихотворений)
 
 Презентация исследователей живописи:
Русские художники также внесли вклад в развитие мировой культуры. Для начала века характерно ослабление позиций передвижников, которые изображали повседневную жизнь и историю народов России, ее природу, социальные конфликты, обличали общественные порядки.
(Слайды № 18 -25)
В начале 90-х годов XIX в. группа художников "Мир искусства” объединила в своих рядах таких художников, как А.Н. Бенуа, С.П. Дягилев, Н.К. Рерих и др. Крупнейшим выставочным объединением являлся "Союз русских художников”, учрежденный в 1903 г. Участниками первых выставок были Врубель, Борисов-Мусатов, Серов, В.М. Васнецов. Ядро "Союза” не противопоставляло себя передвижникам, но отрицало графический стилизм столичных живописцев. Они развивали традиции левитановского пейзажа, отстаивали права национальной тематики. На рубеже 1910-1911 гг. появилось еще одно художественное объединение – "Бубновый валет”, в которое входили Н.Н.Кончаловский, А.В.Лентулов, И.И.Машков, Р.Р.Фальк. "Бубновый валет” проповедовал конструктивную живопись. Художники стремились уйти от воздействия социальной и политической жизни, сконцентрироваться на средствах художественной выразительности – цвете, линии, пластике. Основной прием футуризма – "монтаж” предмета путем совмещения в одном изображении различных его сторон; предмет видится как бы одновременно с разных точек обзора. Таким образом, художник пытался наделить статичную картину движением. В 1910-е годы берет начало и русский абстракционизм, лидерами и теоретиками которого становятся К.С.Малевич и В.В.Кандинский. Малевич стремился довести систему обобщений до простейших геометрических форм, заключавших в себе все многообразие форм природы
 
Презентация исследователей музыки.
(Слайд)
В течение урока, тихо, почти неслышно звучала музыка классиков кXIX -н.XX века. Музыкальное искусство было направлено на продолжение традиций композиционного прошлого, а также сопровождалось взлётом великих русских композиторов-новаторов: А. Скрябина – для его музыки характерна романтическая окраска, глубокой драматический прорыв, И. Стравинского. С. Рахманинов сочиняет ряд фортепианных концертов и сюит. А.К. Глазунов - автор многих балетных и симфонических произведений ("Времена года”, "Раймонда”). Римский-Корсаков пишет оперы, которые ставились частными трупами и Мариинским театром. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся певцов – Шаляпина Ф., И Ершова, А. Неждановой, Л. Собинова и др. Эти композиторы пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы.
 
Заключительное слово учителя:
Итак, новая культура громко заявила о себе. Хор голосов хотя и был дисгармоничным, но само их существование, столкновения друг с другом, влечение к русской классике и поиск новых путей - всё стало знаком времени. Обращаясь вновь к нашему эпиграфу, можно сказать, что в своих стихах поэты выразили и безумья тех лет, и надежду на светлое будущее, на нас - потомков. Богатейшее наследие поэзии Серебряного века целым пластом вошло в русскую культуру и стало неотъемлемой частью русского искусства. Никогда ещё в русской культуре слово не было так тесно связано с живописью и музыкой. На стихи поэтов Серебряного века создано много романсов. В заключение нашего урока предлагаю вам послушать один из них.
 
( Звучит романс на стихи М. Цветаевой «Мне нравится…». Исполняется классический танец )
 
Домашнее задание: Выразить своё отношение к теме в эссе «Мой Серебряный век»
Категория: Мои файлы | Добавил: Суля
Просмотров: 1753 | Загрузок: 148 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 4.8/27
Всего комментариев: 6
6 Фимочка  
3
Мне тоже понравился урок вместе с презентацией! holiday

5 TatiyanaPavlovna  
5
Очень интересный урок!!! flower

4 Наталья Валерьевна Контушева  
6
Спасибо большое за урок!

3 Татьяна Павловна  
6
Скачала урок: он просто прелесть! Спасибо за такую замечательную разработку!

2 Ирина Петровна  
6
Разработка урока просто замечательная! Теперь у меня есть полный набор: урок и презентация к нему. Спасибо Вам!

1 Виктория  
6
Урок вместе с презентацией - просто чудо! Большое Вам спасибо!

Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [58]

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 111

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0