Методические особенности изучения курса литературы в 11 классе.
Рабочая программа рассматривает образование как смыслообразующую сферу общественной жизни. Потому первичным считается содержание образования, что особенно важно для предмета «Литература». Технологии обучения, предлагаемые к использованию в рамках программы, обеспечивают новые формы преподавания, делают доступными для современного школьника новые образовательные модели.
Кроме очевидных интегративных связей: литература – язык – культура – история, в круг содержания предмета входят философия, искусство и искусствоведение. Интеграция указанных областей человеческого знания не только является важной целью обучения, но и способствует развитию концептуального мышления, обеспечивает филологическую компетентность обучающегося, влияет на формирование у него целостной картины мира.
Настоящая программа строится прежде всего как история литературы, однако тоже с существенными отличиями от прежнего канона.
Во-первых, в ней применена укрупненная периодизация: не по десятилетиям или полустолетиям, а по направлениям или историко-культурным эпохам.
Во-вторых, традиционному обзору жизни и творчества писателя предпочитает категорию судьба, сразу же пытаясь выделить ее доминанту, центральный конфликт.
Преподавание по данной образовательной программе, опирающейся на культурно-исторический опыт российского литературоведения и методики, призвано обеспечить системно-деятельностный подход в обучении.
Весь аппарат УМК, включая данную рабочую программу, призван в комплексе обеспечить личностное и социальное развитие обучающихся, стимулировать решение ими метапредметных познавательных и коммуникативных задач. Поэтому в программе большое внимание уделено организации самостоятельной исследовательской, поисковой и эвристической деятельности учащихся на основе включения блочно-модульных технологий, технологии критического мышления и др.
Контроль за освоением знаний и умений предполагает систему промежуточных и итоговых письменных программированных опросов, предусмотренных в УМК для достижения высоких итоговых результатов.
Самостоятельная деятельность учащихся поддержана особой организацией заданий в рабочей программе, что позволяет проводить поэтапное формирование алгоритмов умственных действий. Универсальные учебные действия, предложенные к освоению в данной рабочей программе, должны способствовать как целостному усвоению знаний о произведении и пониманию авторской позиции, так и развитию мышления учащихся.
Для реализации учебных задач используются следующие методики:
- методика «медленного (пристального) чтения» (Ю.М. Лотман),
- различные приемы интерпретации текста,
- сопоставительный анализ текстов художественных произведений,
- синтез традиционных и инновационных методов изучения художественного текста.
Технологии:
- технология развития критического мышления,
- игровые технологии,
- технологии творческих мастерских построения знаний,
- тестовые технологии контроля обученности,
- проектные технологии.
Формы деятельности обучающихся на уроке:
- групповые,
- индивидуальные,
- фронтальные,
- в парах.
|