Несколько образцов сочинений на
данную тему:
1 образец:
Язык это сложная многоуровневая, но в то же время взаимосвязанная
система. Так лексика (словарный запас языка) отображает представление человека
о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои
мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно создать связное
высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики
очевидна. Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста
Б.Л. Васильева.
Например, в предложении 1
автор использует слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом `бабуля`
(лексическое явление названо). Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к
своей бабушке (объяснена роль слова в тексте). Однако в предложении
существительное `бабуля` ещё является обращением (названо грамматическое
явление). Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой
(прокомментировано грамматическое явление и названы основные грамматические
признаки обращений). Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка
обращается с речью (названа роль речевой единицы в тексте).
Итак, справедливым
является утверждение Г. Степанова: `Словарь языка свидетельствует, о чём думают
люди, а грамматика как они думают`.
2образец:
Известный лингвист Г.Степанов
утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика –
как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.
Данное высказывание состоит из двух частей. Рассмотрим первую
часть. На мой взгляд, под словом «словарь» Г.Степанов подразумевал лексику, или
словарный запас языка, который используют люди в речи. Слова понадобились
человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Значит, они
отражают мысли людей. Образно говоря, язык – это слепок нашего мышления.
То есть «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди». Например, используя
в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38)
эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные
слова (" пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает
грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.
Теперь остановимся на второй части высказывания. Чтобы понять её смысл,
нужно выяснить значение слова «грамматика». Грамматика – это раздел
лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений.
Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно
излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние,
отношение к окружающим. Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все
знают, что слово "пожалуйста" употребляется в том случае, если
человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение,
вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения,
то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав
предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической
конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как
парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный
тон. Помогает в этом и употребление слова "должны" (предложение №
19).
Таким образом, в том, как мыслит и говорит человек,
заключается его сущность.
3 образец
Значение слова
Слово является
двусторонним единством: соединяет в себе форму (определенный звуковой или
буквенный комплекс) и значение. Звуковая или буквенная последовательность
становится словом только тогда, когда обретает значение.
Различают лексическое и грамматическое значение. Русскому языку свойственно их
совмещение в одном слове. Лексическое значение индивидуально, свойственно
конкретному слову и вместе со звуковой оболочкой слова отграничивает его от
других слов.
Лексическое значение
слова - отображение в слове представлений о явлениях действительности; то, что
обозначает слово, его смысл.
Грамматические значения - обобщенные языковые значения, характеризующие слово
как элемент определенного класса (части речи), в отличие от лексического
значения они обязательны для всех слов определенного класса, имеют регулярное
выражение: набор противопоставленных повторяющихся грамматических форм.
Так, например, обобщённое лексическое значение прилагательных - признак
предмета; оно заключено в основе слова, а грамматические значения рода, числа,
падежа прилагательных обязательно и регулярно выражаются в соответствующих
окончаниях.
Грамматика (от греч. grammatike письменное искусство) область языкознания,
изучающая грамматический строй языка. Грамматика представлена двумя смежными
дисциплинами морфологией и синтаксисом.
4 образец:
Известный
лингвист Г.Степанов утверждал: `Словарь языка свидетельствует, о чём думают
люди, а грамматика как они думают`. Попробуем разобраться в смысле этого
афоризма.
Данное высказывание состоит из
двух частей. Рассмотрим первую часть. На мой взгляд, под словом словарь
Г.Степанов подразумевал лексику, или словарный запас языка, который используют
люди в речи. Слова понадобились человеку для того, чтобы дать имя всему, что
есть в мире. Значит, они отражают мысли людей. Образно говоря, язык это слепок
нашего мышления. То есть словарь языка свидетельствует, о чем думают люди.
Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38)
эмоционально-экспрессивную лексику (`трус несчастный`) и разговорные слова (`
пикни`, `устроим`), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях
детей, их коварные намерения.
Теперь остановимся на второй
части высказывания. Чтобы понять её смысл, нужно выяснить значение слова
грамматика. Грамматика это раздел лингвистики, который изучает правила
построения словосочетаний и предложений. Знание грамматических правил не только
помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает
его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим. Возьмём, к примеру,
предложения 19 и 20. Все знают, что слово `пожалуйста` употребляется в том
случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему
уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их
построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в
состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической
конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как
парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный
тон. Помогает в этом и употребление слова `должны` (предложение № 19).
Таким образом, в том, как
мыслит и говорит человек, заключается его сущность.
5 образец:
На мой взгляд, под словом «словарь» Г.Степанов подразумевал
лексику, которую используют люди при общении. Так, в предложении 3, рассуждая о
развитии таланта поэта, И.Бунин прибегает к «высокой лексике»: « В противном
случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу..."
Буквально через несколько предложений И.Бунин прибегает к экспрессивно
окрашенному слову: « …все рифмы давно использованы, затрепаны». Но
это разговорное слово звучит в речи поэта уместно, нисколько не снижает
качества его речи.
Чтобы понять смысл второй части высказывания, вспоминаю значение слова
«грамматика», раздела лингвистики, который изучает правила построения
словосочетаний и предложений. В предложенном тексте И. Бунин, рассуждая о
сущности таланта, говорил горячо, образно. В этом поэту помогла экспрессия
неполных предложений. В предложениях 10-12 он говорит: «Опишите дерево. Море.
Скамейку». В подобных синтаксических конструкциях природой заложены огромные
изобразительные возможности: называя предметы, Бунин более четко и ярко
обрисовывает то, о чем надо писать молодому поэту.
Таким образом, смысл афоризма, введенного в задание, я вижу в том, что и
словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации
помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.
6 образец:
Г. Степанов, на
мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше
представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание,
текст.
Так, в предложении 3, рассуждая о
развитии таланта поэта, И.Бунин прибегает к высокой лексике: «В противном
случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу..."
Буквально через несколько предложений И.Бунин уже использует экспрессивно окрашенное
слово: « …все рифмы давно использованы, затрепаны». Но это разговорное слово
звучит в речи поэта уместно, нисколько не снижает качества его речи.
Интересны эти предложения и с
точки зрения грамматики. В том и другом используются однородные члены, которые
позволяют ярче описать речевую ситуацию.
Таким образом, могу уверенно сказать, что прав был известный лингвист
Г.Степанов, утверждавший, что словарь языка "свидетельствует, о чём думают
люди, а грамматика – как они думают».
Немного теории...
Морфология и синтаксис - это две составные
части грамматики. Термин "грамматика" имеет
несколько значений. Во первых, им обозначается грамматический строй языка, т. е
законы строения и функционирования слов и предложений. Во вторых, - это особый
раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка.
Морфология - это раздел грамматики,
изучающий грамматические свойства слов.
Морфологию называют "грамматическим
учением о слове"(В Виноградов),в отличие от синтаксиса - учения о
грамматических свойствах словосочетания и предложения). Грамматическими
свойствами слов являются грамматические значения, средства выражения
грамматических значений, грамматические категории.
Лексикология изучает значимые единицы - слова, но
в отличие от лексикологии грамматика изучает не только слова,
но и синтаксические единицы (словосочетание, предложение); кроме того,
грамматика отвлекается от лексического значения слова и изучает лишь его
грамматические свойства.
Грамматическое значение слова
Грамматическое значение сопутствует
лексическому значению слова и отличия между этими двумя типами значений
таковы:
1. Грамматические значения очень
абстрактны, поэтому они характеризуют большие классы слов. Например, значение
глагольного вида всегда присутствует в смысловой структуре русского глагола.
Лексическое же значение более конкретно, чем грамматическое, поэтому оно
характеризует лишь какое-то определенное слово.
2. Лексическое значение выражено
основой слова, грамматическое - особыми формальными показателями (поэтому грамматические
значения часто называются формальными).
Т.О. грамматическое значение - это
отвлеченное (абстрактное) языковое значение, выраженное формальными
грамматическими средствами. Слово обычно имеет несколько грамматических
значений.
«Грамматика,- говорит Белинский,- учит не чему
иному, как правильно говорить и писать на том или другом языке. Но грамматика
не учит хорошо говорить, потому что говорить правильно и говорить хорошо совсем
не одно и то же».(см. цитату ниже)
Грамматика учит правильно строить речь,
а «говорить хорошо» учит стилистика. Мысль и чувство в самых различных
интонациях и оттенках выражаются словом. От выбора слов, от их значения в
соседстве с другими словами в тексте, от их расстановки в предложении зависят
оттенки выражения мыслей, чувств. Стилистика учит правилам точного и ясного
выражения вашей мысли, вашего чувства.
В.Г. Белинский о грамматике
Многие смеются над определением грамматики,
что она учит правильно говорить и писать.
Определение очень умное и очень верное! Всеобщая
грамматика есть философия языка, философия человеческого слова: она
раскрывает систему общих законов человеческой
речи, равно свойственных каждому языку. Частнаяграмматика учит
не чему иному, как правильно говорить и писать на том или другом языке: она
учит не ошибаться в согласовании слов, в этимологических и
синтаксических формах. Но грамматика не учит хорошо
говорить, потому что говорить правильно и говорить хорошо - совсем
не одно и то же. Случается даже так, что говорить и писать
слишком правильно значит говорить и писать дурно. Иной семинарист говорит и
пишет, как олицетворенная грамматика, его нельзя ни слушать,
ни читать; а иной простолюдин говорит неправильно, ошибается и в
склонениях и в спряжениях, а его заслушаешься. Из этого не следует, чтоб
грамматике не должно было учиться и чтоб грамматика была
вздорная наука: совсем напротив!
Неправильная речь одаренного способностию хорошо
говорить простолюдина была бы еще лучше, если б он знал грамматику.
Дело в том только, чтоб грамматика
знала свои границы и слушалась языка, которого правила
объясняет: тогда она научит правильно и писать и читать; но все-таки
только правильно, не больше: учить же говорить и писать
хорошо - совсем не ее дело.
В.Г. Белинский (Русские писатели
о языке, с. 196–197).
|